Приватизация квартиры через МФЦ

Приватизировать квартиру через МФЦ имеют право граждане России, проживающие в жилых помещениях (относящихся к государственному и муниципальному жилфонду и ранее неприватизированных) на основании договора социального найма (закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 с изменениями от 20.12.2017).

Каждый гражданин РФ может бесплатно получить в собственность государственный жилой объект только один раз в жизни.

При этом несовершеннолетние, ставшие владельцами недвижимости в порядке приватизации, сохраняют за собой право на однократное бесплатное приобретение в собственность государственного жилья после достижения возраста 18 лет.

Приватизация квартиры через МФЦ также может быть проведена:

  • законным представителем (попечителем, опекуном) физлица, имеющего право на получение государственной услуги;
  • уполномоченным лицом, представляющим интересы гражданина на основании нотариальной доверенности.

Государственная услуга предоставляется в МФЦ бесплатно, дополнительные сборы и пошлины не взимаются.

Предоставление услуги не зависит от адреса регистрации (экстерриториальный принцип). Гражданин имеет право обратиться в МФЦ как по месту прописки, так и в любое отделение «Мои документы» другого внутригородского района или населенного пункта в пределах субъекта РФ, на территории которого находится объект недвижимости.

Какое жилье нельзя приватизировать

Не подлежат передаче в собственность жилые помещения (ст. 4 № 1541-1 ФЗ):

  • служебного пользования (кроме жилфонда совхозов и иных предприятий сельскохозяйственного сектора);
  • в закрытых военных городках;
  • в общежитиях;
  • в стационарных учреждениях соцзащиты населения, расположенных в сельской местности;
  • находящиеся в аварийном состоянии.

Примечание: следует отметить, что данная статья признана частично не соответствующей Конституции РФ и существует немало судебных решений в пользу граждан, но оформить приобретение в собственность такой недвижимости через МФЦ не получится.

Шаг 1. Обращение в МФЦ

Многофункциональные центры принимают заявителей по предварительной записи или в порядке «живой» электронной очереди.

Записаться на прием заранее можно:

  1. Через местный сайт МФЦ (если в регионе обращения предусмотрена такая услуга). Предварительно нужно зарегистрироваться на портале Госуслуг.
  2. По единому телефону горячей линии МФЦ или контактному номеру выбранного отделения центра.

Шаг 2. Сдаем документы на приватизацию

Обязательная документация:

1. Заявление по установленной форме (бланк выдаст работник центра на приеме).

Обратите внимание: при подаче заявления должны присутствовать все участники приватизации, включая детей старше 14 лет. Полномочия отсутствующего участника могут быть переданы его представителю на основании нотариальной доверенности.

2. Паспорт гражданина РФ (временное удостоверение личности, выданное на время оформления общегражданского паспорта).

3. Документы, содержащие сведения о составе семьи (свидетельства о заключении и (или) расторжении брака, о рождении детей), выданные на территории другого региона РФ.

4. Архивные справки по форме № 9, содержащие данные о более ранних местах регистрации гражданина за пределами региона обращения до прописки в жилом помещении, заявленном на приватизацию.

5. Справки, подтверждающие, что право на приватизацию ранее не использовано.

Если наниматель государственного объекта недвижимости не менял прописку с 1991 года, справка не потребуется.

6. Разрешение органов опеки и попечительства, если в жилом помещении, передаваемом в собственность, проживают только несовершеннолетние младше 14 лет.

Пример: опекун (попечитель) несовершеннолетнего ребенка не имеет права на участие в приватизации данного жилого помещения, тогда единственным собственником жилья официально становится ребенок с официального разрешения или по инициативе органов опеки и попечительства.

7. Согласие родителей (попечителей, опекунов, усыновителей, органов опеки и попечительства) на приватизацию жилого помещения, если собственником становится несовершеннолетний старше 14 лет.

Пример: несовершеннолетний возрастом от 14 до 18 лет прописан у бабушки и становится единственным участником приватизации после ее смерти. В таком случае именно он выступает в качестве заявителя с согласия родителей и органов опеки и попечительства.

8. Заявление о согласии гражданина на участие в приватизации жилья (об отказе лица, имеющего право на пользование недвижимостью, от приватизации).

Бланк выдается сотрудником МФЦ каждому участнику процедуры и подписывается в его присутствии.

9. Справка, подтверждающая основания временного отсутствия гражданина (члена его семьи): прохождение военной службы, нахождение в местах лишения свободы и пр.

10. Документ, удостоверяющий полномочия попечителя (опекуна), в ситуациях, предусмотренных законодательством.

Дополнительные бумаги

Дополнительные документы в случае обращения представителя заявителя:

  • Нотариальная доверенность.
  • Документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица.
  • Акт органа опеки и попечительства (если заявление подается опекуном или попечителем).

Документация, представляемая по инициативе заявителя:

  1. Договор социального найма или заверенная Жилищным комитетом копия ордера на право пользования государственным объектом недвижимости (если помещение было предоставлено до 01.03.2005).
  2. Выписка из ЕГРН о зарегистрированных правах и основных характеристиках жилого помещения.
  3. Справки о регистрации граждан по форме № 9.
  4. Архивные справки по форме № 9, если физическое лицо ранее меняло место жительства в пределах региона обращения.
  5. Характеристики объекта недвижимости по форме № 7.
  6. Сведения о составе семьи (свидетельства о рождении, заключении и (или) расторжении брака), выданные на территории региона обращения.

Шаг 3. Получение уведомления о решении

По факту подачи заявления и необходимой документации сотрудник центра выдаст заявителю расписку, в которой будет указана примерная дата получения уведомления о представлении госуслуги (отказе) по передаче государственного жилья в собственность граждан.

Приватизация квартиры через МФЦ занимает не более 2 месяцев со дня регистрации обращения заявителя.

Отслеживать статус заявления можно по уникальному номеру расписки на региональном сайте «Мои документы» или по телефону горячей линии.

В крупных городах информирование заявителя осуществляется путем отправки СМС-сообщения на мобильный телефон.

Дальнейшие действия после получения уведомления

После выдачи на руки заявителю разрешения (отказа) на передачу госжилья в собственность функции МФЦ считаются исполненными.

В уведомлении будет указан адрес районной администрации (Жилищного комитета), куда нужно подойти гражданину и членам его семьи для подписания договора о приватизации.

Далее заключенное соглашение необходимо передать в Росреестр для государственной регистрации права собственности на жилое помещение. Провести процедуру госрегистрации права на объект недвижимости можно также МФЦ.

Отказ в приватизации через МФЦ

Возможные причины для отказа в приеме документации специалистами центра:

  • заявитель (его представитель) не предъявил документ, удостоверяющий личность;
  • заявление подано неуполномоченным лицом;
  • документы представлены в неполном объеме или не соответствуют установленным требованиям.

Отказать в предоставлении госуслуги могут по следующим основаниям:

  • гражданин не имеет права на приватизацию объекта недвижимости;
  • не соблюдены условия передачи государственного жилья в собственность гражданина (ст. 2, 4, 7, 11 № 1541-1 ФЗ);
  • в договор о передаче государственного жилья в собственность не включены дети, имеющие право пользования данным помещением.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Отправляя комментарий, вы даете согласие на сбор и обработку персональных данных