Оформить пенсию по инвалидности через МФЦ могут лица, постоянно проживающие на территории РФ и признанные в установленном порядке инвалидами I-III группы.
Требований к возрасту и трудовому стажу при назначении данного вида пенсий не предъявляется.
Пенсии по инвалидности, в свою очередь, подразделяются на 3 категории:
- страховая – начисляется гражданам, признанным инвалидами, при наличии хотя бы одного дня страхового стажа;
- социальная – оформляется нетрудоспособным лицам, не имеющим страхового стажа (инвалидам с детства, несовершеннолетним ВИЧ-инфицированным и пр.);
- государственная – назначается инвалидам из числа военнослужащих, участников ВОВ, блокадников, лиц, пострадавших в техногенных и радиационных катастрофах, космонавтов, летчиков-испытателей.
Услуга предоставляется бесплатно по территориальному принципу – документы подаются в отделение МФЦ по адресу регистрации заявителя.
Обращение в МФЦ
Многофункциональные центры принимают заявителей по предварительной записи или в порядке «живой» электронной очереди.
Записаться на прием заранее можно:
- Через местный сайт МФЦ, если в регионе обращения предусмотрена такая услуга (запись через сайт доступна только для лиц, зарегистрированных на портале Госуслуг).
- По единому телефону горячей линии МФЦ или контактному номеру выбранного отделения центра.
Документы для оформления пенсии по инвалидности
В МФЦ представляется:
- Заявление по форме, утвержденной приказом Минтруда и Соцзащиты РФ от 19.01.2016 № 14н в ред. от 13.02.2018 (Приложение № 1 к Административному регламенту).
Бланк можно подготовить самостоятельно или заполнить непосредственно на приеме в МФЦ (скачать форму).
- Паспорт гражданина РФ – получателя услуги с отметкой о прописке (свидетельства о рождении и регистрации по месту жительства).
При отсутствии постоянной прописки гражданин России предъявляет свидетельство о временной регистрации по месту пребывания.
Граждане, не имеющие ни постоянной, ни временной регистрации, заполняют дополнительное заявление с указанием адреса фактического проживания на территории РФ.
Иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет документ, удостоверяющий личность (при наличии), и вид на жительство.
В случае обращения представителя, действующего на основании нотариальной доверенности, предъявлять паспорт получателя услуги не требуется.
- СНИЛС получателя услуги.
- Выписка из акта освидетельствования МСЭ об установлении группы инвалидности.
В случае обращения за назначением страховой пенсии по инвалидности дополнительно предъявляются:
1) Документы, подтверждающие периоды работы, иной деятельности.
2) Справка о среднемесячной заработной плате за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 (при необходимости).
3) Документы, подтверждающие наличие дополнительных обстоятельств:
- изменение ФИО заявителя (свидетельства о заключении / расторжении брака, перемене имени);
- наличие нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетних, учащихся на очном отделении в ВУЗах, инвалидов). Представляются документы, подтверждающие родство (свидетельства о рождении, усыновлении, заключении / расторжении брака и т.п.);
- нахождение вышеуказанных членов семьи на иждивении (справки из органов жилищного учета, справки о доходах, выписки из акта освидетельствования МСЭ, решения суда и другие документы, содержащие необходимые сведения).
В случае обращения за назначением государственной пенсии по инвалидности подаются документы, подтверждающие категорию заявителя:
- удостоверение ветерана (участника) ВОВ, жителя блокадного Ленинграда, участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
- военный билет и т. д.
Законный представитель (кроме удостоверения личности) предъявляет документ, подтверждающий право действовать от имени заявителя:
- акт органов опеки и попечительства;
- нотариальную доверенность и пр.
Копии паспорта и прочих документов, которые должны быть возвращены заявителю после идентификации личности и сверки данных, работник МФЦ сделает самостоятельно непосредственно на приеме.
Сроки получения услуги
По факту подачи документов сотрудник центра выдаст заявителю расписку-уведомление, по номеру которой можно отслеживать статус обращения через местный сайт МФЦ или по телефону горячей линии (контактному номеру отделения, принявшего заявление).
Срок предоставления услуги – не более 10 рабочих дней с момента поступления документов в территориальное отделение ПФР.
В некоторых регионах Многофункциональные центры информируют граждан о принятии решения о назначении пенсии через СМС-рассылку.
Отказ в предоставлении услуги
Оснований для отказа в приеме документов или предоставлении услуги в случае обращения заявителя, имеющего право на получение пенсии по инвалидности, законодательством РФ не предусмотрено.
Здравствуйте. Маме оформляем пенсию по инвалидности в МФЦ г. Нальчик. Требуют документы перечисленные вами, а также требуют справку об отсутствии долгов по оплате за ЖКХ! Законно ли это?